Вы здесь

Омский парусный кружок

    В 2006 году минуло 80 лет с того времени, как был зарегистрирован Омский парусный кружок Омским окружным  Административным  Отделом по реестру союзов, обществ и объединений, не преследующих целей  извлечения прибыли. Случилось это 29 мая 1926 года. Но не следует думать, что до этого дня  в Омске паруса не было. Был! 
    По имеющейся у нас информации, ещё  в 1903-1904 годах ходили яхты по Иртышу, были специалисты-яхтсмены, очевидно, проводились и гонки. Но официальные данные относятся к 1911 году, когда газета «Омский телеграф» сообщила о первых парусных гонках в Омске. Эта информация стоит того, чтобы её процитировать: « В воскресенье, 12 июня, состоялись первые парусные гонки лодок. На состязании участвовали две шлюпки и одна яхта. Дистанция гонок приблизительно равнялась двум верстам. Первоначальный пункт гонок – место против  будки «Яхта», близ кадетского корпуса. Гонки начались около трёх часов. Первой отправилась шлюпка «Песня», по истечении минуты шлюпка «Альбатрос» и затем яхта «Грёза». На «Песне» рулевым был Л.И. Гребинский, «Альбатросе» – Н.В. Погоржельский, «Грёзе» – С.Л. Гребинский. В состав жюри вошли А.Н. Рушковский, Н.О. Павловский, Е.К. Попов и от комиссии попечительства о народной трезвости  В.А. Суханов…Первые гонки можно считать вполне удавшимися». 
    Вторые гонки  «за все время  существования парусного спорта на наших водах» прошли  13 июля  1914 года. Об этом пишет  та же газета «Омский телеграф»  (№ 154 от 17 июля 1914 года),  достаточно подробно  описывая и ход гонки,  и её участников.  Три года понадобилось, чтобы количество участников гонки возросло  с трёх до девяти.  Есть все основания полагать, что большинство новых яхт строилось прямо на месте, в Омске, так как в архивах Н.В. Петрова  сохранилась афиша – «Постройка лодок рыбачьих, охотничьих, прогулочных,  шлюпок гребных, моторных и парусных, яхт. Шитьё парусов, оснастка и ремонт. Чертежи и образцы можно видеть ежедневно. Приём заказов: Мокрое,  Сенная, 33.  С.И. Гребинский, Фабричная, 28. Е.К. Попов». Цитирую газету: «После раздачи призов судьями было предложено покатать на яхтах присутствующую публику, что было исполнено нашими яхтсменами с большой любезностью. В заключение скажем, что гонки прошли весьма и весьма  успешно, и пожелаем, чтобы они и впредь проходили так же успешно, как прошли 13 июля».

    Но  все же основным интересом  омских яхтсменов были не гонки, а дальние плавания, для которых и строили  они свои яхты, каждый по своему  вкусу и средствам. Организационно объединены они  были в «Омский парусный  клуб». Гонки, довольно редкие – одна, две в сезон, проводились, как правило, «с учётом» или фигурные  на абсолютную скорость. И для повышения интереса к гонкам в 1914 году  группой любителей парусного спорта  (Бардовский  И.Г., Добровольский И.И., Коршунов В.В., Петров Н.В.) был учреждён  «Переходящий Кубок 1914 года» с оговорёнными  «правилами владения» – «Переходящий Кубок  является собственностью Кружка парусников, переходит во временное владение (при взятии приза) судна, взявшего приз, до следующих гонок» (протокольное постановление  от 10 июля  1914 года,п.8). «Кубок» разыгрывался до 1919 года, последним его «владельцем» был Коршунов В.В., поскольку  в 1920 году  Омский парусный клуб прекратил своё существование. В период с 1920 по 1924 годы объективные условия  не способствовали  развитию парусного спорта. О «Кубке»  вспомнили в 1928 году, но об этом я расскажу  позже.

    26 августа  1924 года  газета «Рабочий путь» пишет: « В текущую навигацию Иртыш близ Омска  пестрит парусами. В более или менее ветреную погоду то там, то здесь можно заметить косой,  шпрингтованный или  прямой четырёхугольный парус, часто,  за неимением подходящего материала, самого неожиданного «зкзотического» цвета. Возрождение парусного спорта надо горячо приветствовать. Выдержка, дисциплина, умение командовать и, параллельно,  повиноваться, твёрдый глазомер и математическая точность движений – вот необходимые качества яхтсмена…К сожалению,  пока что наши яхтсмены не организованы как следует. Нет яхт-клуба, специальной пристани, не организуются гонки». Далее даётся информация,  что проф. Иозефер  пытается организовать  занятия, «но это  прекрасное начинание  почему-то заглохло».     
    В 1925 году, 23 августа, выжившие, но  пока разобщённые парусники собрались, чтобы создать  свою новую организацию. Присутствовало 12  человек, было избрано Временное Бюро по организации  кружка любителей  парусного спорта, в которое вошли Н.В. Петров, А.Л. Иозефер и  П.Н. Шустов. «Доминирующей  задачей бюро являлось изыскание средств для развёртывания работы  народившейся организации» (доклад  о деятельности ОПК за 1927 год). Зимой  1925-26 года был проработан Устав, который и был утверждён «Омским окружным  административным отделом». С утверждением Устава Омский парусный  Кружок  получил права юридического лица, имел печать, флаги, были разработаны «Правила внутреннего распорядка».

    Не могу удержаться  от цитаты из того же доклада: « 1-го июня  1926 года  общее собрание  членов ОПК,  заслушав  доклад  Временного бюро о проделанной работе и найдя таковую удовлетворительной,  выбрало  руководящий орган – Распорядительный Комитет из пяти человек. Избранными оказались т.т. Н.В. Петров, А.Л. Иозефер, П.Н. Шустов, И.И. Зонов и Н.С. Мохов…». Избранный комитет немедля  приступил к  оборудованию пристани, для чего удалось получить от  Местхоза в бесплатное пользование участок берега р. Иртыша в районе ул. Съездовской и Короленко, а также старый лес от разобранных  базарных лавок, из которого  был построен павильон размером  5х8 аршин. Перевозка материалов, постройка павильона, зарплата вахтенным (сторожам) поглотили все  имеющиеся у Кружка деньги, и навигацию пришлось закончить с дефицитом около 40 рублей, который пополнили  заимообразно  несколько членов  Кружка».

    А 5 сентября 1925 года газета «Советская Сибирь», издававшаяся в  Новониколаевске (ныне Новосибирск),  сообщает от омского корреспондента о гонках, «кажется, единственных не  только на Обь-Иртышском бассейне, но и по всей Сибири»,  которые состоялись на Иртыше 30 августа. Подробно описывая ход гонок, корреспондент,  скрывшийся под псевдонимом «Мэч», заключает:  «Интерес  к парусному спорту возрастает среди физкультурников.  В будущем году в Омске проектируется  устройство всесибирских парусных состязаний.  Надо пожелать этому проекту  полного осуществления».
    Но «проект», по всей вероятности, не осуществился, ибо  газета «Рабочий путь» 26 августа  1926 года сообщает  о первых в сезоне гонках, прошедших «не совсем удачно» в воскресенье 22 августа. Помешал «сильный, почти штормовой ветер  с часто повторяющимися шквалами,  который заставил  все яхты выйти в плавание с зарифленными парусами. Судам всё время  приходилось «приводиться» и править шкоты». В этой же статье  Леонид Март. (Мартынов?) сообщает интересный факт -  почему яхтсмены Омска назвали свою организацию  Кружком.  Цитирую: « На скромные свои средства кружок строит  на берегу  клуб… Средств мало – расходов много.  Например, здание клуба. У парусников было своё здание – павильон. Потом этот павильон взяло себе военное ведомство. Затем военвед  передал его  обществу спасания на водах, а последнее  сдало его в аренду  под пивнушку. Мало того, циничные люди, перенеся павильон на Омь, сохранили  за ним название «Яхт-клуб». Таким образом,  у спортсменов отняли не только клуб, но и его название. Теперь спортсменам уже будет зазорно назвать свой клуб «Яхт-клубом». – А, скажут – это пивная-то!  Клуб яхтсменов будет называться  «Парусным клубом». Пусть будет стыдно тем, кто превратил  «Яхт-клуб» в пивную!»
    Тут возникают некоторые разногласия  между документом,  коим является для меня  доклад за 1927 год, и публикацией в газете (павильон был построен  к концу навигации 1926 года, а Леонид Март.  26 августа 1926 года уже рассказывает, как кружок его  лишился).  Разногласия  эти исчезают, если предположить, что речь идёт о разных павильонах,  и скорее всего,  новый был построен  взамен старого, «экспроприированного», потому что  в описи имущества  ОПК на 1 января  1928 года под  пунктом 1 значится: «Павильон деревянный,  крытый  железом, размером  8х5 аршин,  с двумя вставными окнами, филенчатой дверью, с деревянной лестницей для спуска на пляж в 18 ступеней. Павильон окрашен клеевой краской,  изнутри обитый фанерой с установленными двумя рундуками».

    Вот в таких «хоромах» и обязывал их  Окружной Совет  физической культуры, в который они входили организационно,  вербовать новых членов  из числа  рабоче-крестьянской молодёжи, готовить резерв  для Военно-Морского Флота, проводить гонки, дальние плавания.  И тем не менее.  Резолюция Президиума  ОСФК по вышеназванному докладу  постановила  (цитирую):
    1. Проделанную Кружком работу  в целом,  а также линию, взятую ОПК по  воспитанию молодёжи  и внедрению в её сознание принципов коллективизма и элементарных правил морского дела, -  считать удовлетворительными.
    2. Констатировать  а) хорошие результаты работы по вербовке членов…
    3. Отметить тяжелое финансовое положение  ОПК. Окрсовету физкультуры  надлежит принять меры к большему отпуску средств Кружку, как вполне здоровой  и жизненной организации, единственной не только в Омске, но и во всём сибирском крае»

    Пытается помочь парусникам газета «Рабочий путь».  Она учреждает свой переходящий приз за победу в гонках и регулярно оповещает своих читателей  о результатах  гонок и состоянии дел в Кружке.  2 августа  1927 года  газета помещает на своих страницах большой материал, в котором пишет: « При окрсовете физкультуры  довольно энергично  работает парусный кружок (ОПК), насчитывающий в своём составе до 100 человек (60 действительных, 30 членов-соревнователей), 10 парусных яхт и 5 гребных лодок. В своём составе кружок насчитывает ряд старых опытных яхтсменов, которые способствуют сплочению, морским традициям и дисциплине  среди членов  ОПК.

    Пожалуй,  ни в одном сибирском городе не развит так сильно парусный спорт, как в Омске…, кружок энергично работает уже с 1925 года и за истёкшее время  достиг целого ряда успехов.  На берегу Иртыша  против Съездовской улицы построены мостки, уютный павильон, не без претензии на архитектуру, с электрическим освещением, огороженный забором и обсаженный  цветами… В ближайшем будущем предполагается построить  подходной бон (плавучие мостки), ряд гребных лодок и общественное парусное судно для обучения  молодых  членов кружка парусному спорту.
    Но всё это будет зависеть от средств. В настоящее время, да и раньше, кружок очень стеснён в средствах, что не даёт ему возможности развернуть работу. От окрсовета физкультуры кружок получил всего 100 рублей дотации. Профсоюзы не отпустили ни копейки, относясь к парусному спорту весьма индифферентно.  По-видимому, они не учитывают важности, пользы его. В данный момент ОПК существует на устройство благотворительных  концертов и на членские взносы  (2 рубля вступительный и 3 рубля годовой). Такое ненормальное положение, естественно, тормозит работу, к развёртыванию  которой в Омске есть все данные»  -  конец цитаты.

    Для восстановления исторической связи и повышения интереса к гонкам Распорядительный Комитет решил вернуть «Переходящий Кубок 1914 года» и обратился  к последнему победителю Коршунову Вячеславу Васильевичу, завоевавшему «Кубок» в 1919 году, с просьбой предоставить его  к очередным гонкам, на что тот ответил отказом. Руководство ОПК  предполагало  обратиться в Нарсуд с иском о возврате «Кубка», но что из этого вышло, неизвестно. Неизвестно нам и то, что представлял из себя этот «Кубок». Скорее всего, он не был  возвращён Кружку.  Очевидно, дело не  было доведено до  конца  по вполне объективным причинам.  Просто отпала надобность в этом «Кубке».  Этот период – 1928-1929 годы – можно считать концом  Омского парусного Кружка.



    Яндекс.Метрика

    Создание сайта - ООО "Предприятие "Карат-связь"