Вы здесь

Статья, опубликованная газетой «Рабочий путь» 10 августа 1928 года

    Парусное дело в Омске  возникло достаточно давно; условия большого города, расположенного на громадной реке, благоприятствовали созданию здесь организации, объединяющей всех любителей парусного спорта. Объединение, имевшее место до революции, прекратило своё существование в 1918 году.

    Среди наиболее активных и старейших работников ныне существующего парусного кружка есть ряд членов, работавших и в дореволюционном кружке и, таким образом, обе эти организации связаны между  собой не только единством названия, но и своими  работниками. Ныне работающий парусный кружок возник в 1925 году, насчитывая в своих рядах  12 членов и шесть парусных судов (яхт).

    В настоящее время  кружок насчитывает до 110 членов действительных, 40 членов-соревнователей  - молодых любителей  парусного и водного спорта. В гавани кружка зарегистрировано 17 парусных судов: 15 яхт и две шлюпки, идущие и под парусами.

    Усилиями членов кружка приведена в относительный порядок и соответствующим образом организована часть берега, принадлежащая кружку. Имеется небольшой павильон, налажена гавань, пловучий гавань-пристань, разбит бульвар и цветник, где находят комфортабельное и приятное место вечернего отдыха сотни граждан.

    Успехи кружка в чисто спортивном отношении, что выражается  и в ежегодно устраиваемых состязаниях, в длительных эскадренных плаваниях судов и в отдельных, так называемых  дальних плаваниях того или иного судна (до Тары и обратно, до Павлодара и обратно) признаны на заседании президиума окрсовета физкультуры в июне месяце вполне удовлетворительными и не раз отмечались в центральной сибирской и всесоюзной печати.

    Тем не менее, необходимо согласиться, что несомненный прогресс в деле развития парусного спорта в Омске осуществляется весьма медленно. Причинами этого следует признать не полную обеспеченность средствами и недостаточное общественное внимание к делу омского парусного кружка. Дело это большое и, несомненно, должно заслуживать самого большого внимания со стороны авторитетнейших общественных организаций.

    Парусный спорт, помимо создания прекрасного и здорового отдыха, развлечения, спортивных достижений и радостей, имеет ряд особенностей, выделяющих его в совершенно особую область. Парусный спорт требует знания всякого спорта на воде: и учебного, и плавания; помимо этого он тренирует психику участников бесконечным разнообразием сложных обстоятельств, требующих быстрых и отчётливых движений, знания дела, находчивости, категорических решений, доводимых до конца, приучает к дисциплине, учит подчиниться и командовать, требует совершенности работы, безукоризненной опрятности, чистоты. Он приучает к трудовым процессами, ознакомляет молодёжь с ремёслами столяра, плотника, маляра, слесаря. Парусный спорт требует и простейших знаний  о природе, о мире. Он пробуждает любознательность к воде, как к фактору природы, требует знакомства с географией, мироведением, астрономией, навигацией.

    Кроме этого, и в самой широкой степени, при помощи парусного спорта можно положить  и развивать начала научного и спортивного туризма, что в широкой степени осуществляется и в омском кружке. С другой стороны, здесь всегда закладываются основы любви к морю (здесь всегда воспитывались моряки), знание и любовь к морскому делу, отсюда могли бы выпускаться  с зачатками первых морских знаний будущие краснофлотцы, знакомые уже с условиями морской службы, её элементарными навыками.

    Таким образом, в области парусного спорта есть особенно много факторов, которые должны были бы заинтересовать и деятелей Наркомпроса, комсомола и профсоюзов, партии и Осоавиахима. Не отдельными выступлениями тех или иных товарищей в качестве членов, но заинтересовать целые организации, которые считали бы это дело, его успехи и развитие своим делом, своими успехами, оказывали бы ему  свою мощную поддержку и средствами, и морально.

    Парусный кружок считает своей основной задачей приблизить парусное дело к самым широким массам рабочих. В этих целях  читаются соответствующие доклады на производствах, еженедельно посылаются билеты на производства (для распространения среди рабочих) для бесплатного катания рабочих, на что специально выделяется дежурная яхта в гавани, организуются и платные катания рабочих по цене 30 копеек для усиления средств кружка.  Были попытки со стороны кружка организовать и курсы  команд парусных судов специально для рабочей молодёжи;  результаты этой напряжённой работы, конечно, есть, но они крайне незначительны. До сих пор ещё ни один профсоюз не имеет своей  яхты, не имеет своей яхты комсомол.

    Средства кружка. не получающего ни откуда дотаций, ничтожны, смета его едва превышает 600 рублей в год. При самых скромных средствах кружок смог бы организовать и расширить гавань в соответствии с своими потребностями, построить новое и обширное здание на берегу, разбить бульвар на всём протяжении берега от Съездовской улицы  до пехотной школы, укрепить берег, заарендовать  прилегающую к берегу пустующую усадьбу, где можно хранить всё имущество кружка и суда под навесом и в сарае, построить рельсовый путь и вагонетки для подъёма и спуска судов, организовать школы команд парусных судов профсоюзов и общественных организаций, установить инструктаж над этими судами и вести работу в темпе, соответствующем значению парусного спорта и возможностям его в Омске.

    Для осуществления всего перечисленного кружку необходимо определить свою смету на лето 1929 года, примерно, в 5000 рублей. Смеет ли мечтать кружок об этих цифрах теперь, когда он едва находит возможность собрать средства для покрытия расходов сметы настоящего года, исчисленных более чем в 5 раз меньшей сумме? Об этом уже нужно говорить, этого уже нужно добиваться; кружок ведёт достаточно большую и важную работу, в ней, прежде всего, заинтересованы  профсоюзы и другие достаточно богатые организации.

    Приходится  отметить особенно благожелательное отношение к кружку и его работе редакции газеты «Рабочий Путь», организующей с сего 1928 года ежегодные соревнования парусных судов на приз имени «Рабочего Пути». 12 августа в 12 часов дня будут проведены состязания на 7 морских миль на переходящий  кубок омского парусного кружка. 26 августа назначаются состязания на приз имени «Рабочего Пути».

    Хотелось бы надеяться, что эти несколько строк будут не бесполезны для развития парусного дела в Омске и привлекут  к нему внимание наших общественных организаций.

    Командор ОПК

    профессор Иозефер



    Яндекс.Метрика

    Создание сайта - ООО "Предприятие "Карат-связь"