Река Иртыш включена в единый федеральный проект по экологическому оздоровлению крупных водных артерий России. Правительство страны намерено запустить его с 2025 года.
«Мероприятия формируем по принципу бассейновых округов, с учетом региональных особенностей. Отдельное внимание обращаем на трансграничные реки. Мероприятия проекта улучшат качество жизни не менее 80 миллионов человек», – сказала заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.
Во время рабочей поездки в Омск летом прошлого года профильный вице-премьер уже высказывалась в пользу завершения строительства Красногорского гидроузла. Она сослалась на прогноз о том, что в ближайшие годы уровень Иртыша в районе Омска начнёт понижаться.
«Однозначно нужно завершать эту стройку. В нее вложено уже очень много средств, очень много труда. И ещё очень важно то, что у нас меняется климат. Все жители нашей страны в этом году остро это почувствовали. Где-то климат становится очень засушливый. Сопредельные государства, которые работают с Российской Федерацией: Китай, Казахстан – тоже сталкиваются с изменением климата. И периоды, когда воды будет всё меньше и меньше, будут нарастать. Поэтому решать проблему омского гидроузла нужно, и нужно решать быстро. Я этот проект поддерживаю» — заявила тогда Абрамченко.
— Обмеление, в частности, сдерживает развитие водного транспорта в регионе, — отмечает заместитель председателя Омского регионального отделения Русского географического общества, капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков. — Выход есть: поднять уровень воды до прежнего русла с помощью гидроузла. По личному опыту знаю: там, где есть такие сооружения, реки полноводны. В частности, несколько шлюзов действуют на Беломорско-Балтийском канале, на Дону. И там нет никаких ограничений для перспективного развития судоходства даже в периоды самой жестокой засухи.
Возможно, в ходе реализации проекта удастся решить проблему маловодности Иртыша не только локально – достройкой гидроузла, но и глобально – на межгосударственном уровне. Уровень водопотребления в приречных районах Китая и Казахстана растет, а питание реки благодаря климатическим капризам как минимум остается на прежнем уровне. Отсюда снижение попусков на гидроузлах, все более жесткий меженный период, и как следствие – проблемы с судоходством. Провести «на месте» оценку ситуации, собрать необходимую гидрологическую информацию, собрать проблематику у жителей приграничных территорий, связанную с состоянием Иртыша, могла бы планируемая ФПС «Сибирские парусные экспедиции» и Омским отделением РГО экспедиция в верховья реки.
«Иртыш берет свое начало в Китае, и вот уже более трех столетий все русские, начиная с Бухгольца, туда пробиваются. После развала СССР все судоходство было практически прекращено, и теперь мы хотим нанести на «Сибири» визит дружбы в Казахстан и Китай», — рассказал Щербаков журналистам.
В 2023 году команда «Сибири» собирается дойти по Иртышу до озера Зайсан в Восточном Казахстане, а оттуда, уже по Черному Иртышу — до китайской границы у села Буран.
