На сегодняшних практических занятиях на воде юные яхтсмены отрабатывали такой важный практический навык, как восстановление швертбота после оверкиля – опрокидывания в ходе тренировочных занятий или гонок.
Тренировки технического плана проводятся в яхт-клубе постоянно на протяжении всей спортивной навигации. На них отрабатываются все движения, которые могут когда-либо пригодиться при управлении парусным судном, чтобы в дальнейшем не возвращаться к вопросу техники, а заниматься ее совершенствованием и решать более практические задачи.
Опрокидывание имеет две основные причины. Одна заключается в том, что давление силы ветра превышает сопротивление яхты, она кренится, пока не наполнится водой и не перевернется на подветренный борт. Другая возникает в результате ошибки в управлении при плавании в сильный ветер, как правило, полными курсами, когда яхта становится неустойчивой (неуравновешенной) и переворачивается через наветренный борт. Хотя большинство швертботов имеют хороший запас плавучести, гоночные яхты из-за сравнительно большой парусности и легких корпусов чувствительны к ошибкам в управлении, которые допускает экипаж. Опасность опрокидывания присуща всем яхтам, не имеющим балласта, поэтому очень важно знать, что следует делать в случае опрокидывания яхты. Освоение правильной техники восстановления обязательно должно быть частью начального обучения яхтсменов.
Швертбот, в отличие от килевой яхты, легко перевернуть. Одно неловкое движение во время смены галса может вылиться в слишком большой крен и полоскание паруса. Спортсмен при этом неизбежно оказывается в воде. Его задача — встать на шверт и своим весом вернуть лодку в нормальное положение (яхтсмены говорят — «поставить на ровный киль»). Более того — на тренировках по восстановлению тренеры просят обучаемых намеренно перевернуть лодку, чтобы научиться ее восстанавливать.
После завершения практической части занятия тренер проводит на берегу небольшой разбор всех действий на воде и обсуждает с учеником.