История яхты «Сибирь»

Яхта «Сибирь» была задумана в 1987 году в Омске. Началось все с предложения одного из старейших омских яхтсменов Т.М.Барабанова построить судно, на котором будет возможно совершить переход Северным морским путем до Ленинграда. Уже к концу года был готов теоретический чертеж будущего судна размерениями, соответствующими  ¾-тонному классу, и в начале 1988-го в яхт-клубе «Водник» началась его постройка. Первоначальная схема парусного вооружения – бермудский шлюп с топовым стакселем и двумя парами краспиц. Убирающийся балластный киль позволяет уменьшить осадку яхты до полуметра, что необходимо при плавании по мелководным участкам Обской губы и прибрежной зоны северных морей. Материалом корпуса было выбрано дерево. Если точнее – авиационная фанера, усиленная стекловолокном.

Строительство продолжалось долгих 10 лет. За это время практически полностью сменился первоначальный состав инициаторов проекта. 31 мая 1997 года «Сибирь» была спущена на воду в акватории Зеленого острова в центре Омска, и освящена митрополитом Омским и Тарским Феодосием. До сих пор в кают-компании судна хранятся реликвии того дня – подаренная владыкой икона Николая Чудотворца и горлышко от бутылки шампанского, которая по традиции была разбита о форштевень «Сибири» при ее спуске.  

В последующие два месяца экипаж продолжал интенсивную работу по достройке на воде, вооружению и снабжению лодки для запланированного перехода. 25 июля 1997 года «Сибирь» вышла из Омска в свое первое дальнее спортивное плавание,  и  за четыре месяца прошла из Омска до Санкт-Петербурга Северным морским путем и вокруг Скандинавии, пройдя 7800 морских миль.

«Сибирь» в проливе Малыгина, у острова Белый. 1997 г.
«Сибирь» в Карском море. 1997 г.
«Сибирь» идет проливом Скагерак. 1997 г.

После этого похода, вернувшись из Санкт-Петербурга в Омск на трейлере, в 1998-1999 годах «Сибирь» подверглась серьезной реконструкции, в результате которой в целом обрела свой нынешний вид – двухмачтового экспедиционного судна длиной 12,5 метров, водоизмещением 8 тонн,  со схемой парусного вооружения бермудский кэч.   

В 2000-2001 году, впервые в истории мореплавания, без зимовок и ледокольной проводки экипаж «Сибири» совершил кругосветное путешествие через Северный морской путь, со стартом и финишем в Омске, пройдя все 24 часовых пояса в одном направлении (половину за полярным кругом) за 15 месяцев.

Во льдах у острова Русский. Таймыр, 2000 г.
В Чукотском море. 2000 г.
В г. Кетчикан, Аляска, США. 2000 г.
На Азорских островах. 2001 г.
В Осло, Норвегия. 2001 г.

После завершения полярной кругосветки и капитального ремонта «Сибирь» за три навигации 2003-2005 г.г. преодолела расстояние превысившее маршрут своего кругосветного путешествия. Из Омска, практически от южной границы России, по Иртышу, Оби, Обской губе, Карскому морю – до Новой Земли, и затем опять на юг, через Баренцево, Белое моря, Беломорско-Балтийский канал и речную систему центральной России  до Таганрога – таков путь «Сибири» в 2003 году.

Новая Земля. 2003 г.
Соловецкий архипелаг. 2003 г.
На Волге у Волгограда. 2003 г.

Выход в Средиземное море, визит дружбы на Олимпиаду в Грецию и участие в международной парусной регате «Одиссэйл» ознаменовали плавание «Сибири» в 2004 году. И очень длинная и напряженная дорога домой вокруг Европы, с победой в международной регате учебных парусников “THE TALL SHIPS RACES 2005” и возвращением в Омск через Северный морской путь – таков маршрут навигации 2005 года.

На пути в Грецию. Новороссийск, 2004 г.
Греция. 2004 г.
Регата «Одиссэйл», о.Крит. 2004 г.
Регата «Одиссэйл», 2004 г.
Регата «Катти Сарк». Ирландия, 2005 г.
Вручение кубка регаты «Катти Сарк» экипажу «Сибири». 2005 г.
Экипаж «Сибири» с кубком «Катти Сарк». 2005 г.
В Карском море, на пути в Омск. 2005 г.

С 2006 по 2008 год омская яхта совместно с Русским географическим обществом осваивала сибирские реки и прошла Иртыш,  Обь,  Томь,  Енисей, Ангару через Омскую, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Алтайский, Красноярский края, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский автономные округа. За три навигации пройдено более 20000 км, проведено 100 встреч с людьми, проживающими как в крупных региональных центрах, так и в самых отдаленных уголках сибирской тайги и тундры.  Главная цель этих экспедиций состояла в том, чтобы донести до земляков знания, огромный потенциал человеческого общения и массу впечатлений,  полученных в процессе путешествий «Сибири» по планете, побудить к стремлению развиваться, найти и реализовать своё предназначение в жизни, обогатить свой духовный мир. Везде омичей с большим интересом встречали благодарные слушатели, молодежь, представители самых широких слоев населения.

Старт «Сибири» в новую экспедицию. Омск, 2007 г.
«Сибирь» пришла в Нижневартовск. 2007 г.
На Обском море (Новосибирское водохранилище) 2007 г.
На Енисее в черте Красноярска. 2008 г.
На Енисее у села Бахта. Красноярский край. 2008 г.
На рубеже Заполярья. Игарка, 2008 г.
В порту Диксон. 2008 г.

В 2009 году «Сибирь» совершила новое большое плавание в рамках программы «Сибирские парусные экспедиции». Омская яхта приняла участие в международной регате учебных парусных судов “THE TALL SHIPS RACES 2009” на Балтийском море, на которую ежегодно собираются более 100 самых больших парусников мира. Как и в 2005 году «Сибирь» победила в своем классе и заслуженно получила многочисленные призы. Затем «Сибирь», пересекла нашу необъятную Родину по внутренним водным путям с севера, от Санкт-Петербурга до самого юга, до устья Волги и провела встречи в 15 регионах России с яхтсменами, молодежью, жителями прибрежных городов. За проведенное плавание «Сибирь» вошла в число финалистов национальной премии «Яхтсмен года», по номинации «Лучший дальний спортивный поход».

В центре Балтики. Посвящение в моряки. 2009 г.
Вручение кубка The Tall Ships Races — 2009
Возвращение в Санкт-Петербург после регаты. 2009 г.
В проту Астрахань перед постановкой на зимовку. 2009 г.

После зимней стоянки в Астрахани, в навигацию 2010 года яхта обошла по периметру Каспийское море, с объединительной, миротворческой миссией, в процессе посещения расположенных по берегам стран (Казахстан – Туркмения – Азербайджан – Россия) и завершила навигацию уже на Черном море, в Сочи. Основные цели прежние – изучение экологической обстановки, просвещение, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, пропаганда здорового образа жизни и конечно приобретение новых друзей и соратников по духу.

В порту Актау, Казахстан. 2010 г.
В Каспийском море у берегов Азербайджана. 2010 г.

С 2011 по 2014 годы «Сибирь» по заданию Русского географического общества участвовала в изучении Прииртышья от границ с Казахстаном до Тобольска, в том числе провела обследование берегов на предмет подготовки возможных водных туристских маршрутов, прошла с экспедицией по пути отрядов Ермака по рекам Иртыш, Тобол, Вагай, Шиш. Исследовала экологическую обстановку водоёма в возможных зонах создания национального парка.

В 2015 году состоялось эскадренное плавание до Диксона, которому 7 сентября 2015 года исполнилось 100 лет. Этот поход также был посвящён 300-летнему юбилею города Омска. В эскадру вошли  три омские яхты: «Сибирь», «Жемчужина», «Дружба», которые способны выдержать подобное путешествие, а также к проекту присоединилась яхта «Апостол Андрей» из Москвы под руководством знаменитого капитана Николая Литау.

«Сибирь» в пути на Диксон. 2015 г.

В навигацию 2016 года, в честь 300-летнего юбилея Омска, сразу пять омских яхт вместе с «Сибирью» поднялись вверх по Иртышу через границу России и Казахстана, до Павлодара, и провели историческую реконструкцию военного похода в Джунгарское ханство 1715-1716 годов под командованием полковника И.Д.Бухгольца, в результате которой был основан город Омск.

Старт экспедиции «Дорогами Бухгольца», 2016 г.

В 2017-2018 годах была проведена международная эколого-просветительская экспедиция  «Иртыш-река жизни», также яхта активно готовилась к предстоящей глобальной парусной экспедиции «Сибирь-Антарктика-Сибирь», посвященной 200-летию открытия Антарктиды русскими военными моряками Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.

Стартовав в эту экспедицию 7 июля 2019 года и успешно достигнув российской антарктической станции Беллинсгаузен 18 февраля 2020 года, «Сибирь» в конце апреля 2020 года вернулась в Санкт-Петербург. Завершающий этап экспедиции – от северной столицы до Омска – было решено посвятить 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Экипаж «Сибири» в Антарктиде. Станция Беллинсгаузен, 18 февраля 2020 г.

9 июля 2020 года «Сибирь» вышла из Санкт-Петербурга, и пройдя Ладожским и Онежским озерами, Беломорско-Балтийским каналом, прибыла в Архангельск, где воссоединилась с зимовавшей здесь омской яхтой «Жемчужина». Далее на пути от Архангельска до Салехарда, в Белом, Баренцевом и Карском морях, в местах, где в годы борьбы с фашистами погибли наши корабли, были проведены мемориальные мероприятия с возложением памятных венков на воды Северного ледовитого океана. Экспедиционные суда посетили порты Нарьян-Мар, Харасавэй, полярную станцию на острове Белый, Сеяху, Новый порт. Из Салехарда экспедиция направилась вверх по Оби и Иртышу с посещением Ханты-Мансийска и Тобольска, а также с кратковременными остановками в районных центрах Омской области: Усть-Ишиме, Тевризе, Знаменском, Таре. Во всех населенных пунктах проводились встречи с общественностью и молодежью. Целью этих встреч стало патриотическое воспитание, просвещение и сохранение исторической памяти.

30 сентября 2020 года, пробыв в походе 15 месяцев, яхта «Сибирь» в сопровождении яхты «Жемчужина» финишировала в месте старта экспедиции – у Тобольских ворот Омской крепости.

Торжественная встреча яхт «Сибирь» и «Жемчужина» 30 сентября 2020 г.

В навигациях 2021-2022 года планируется использовать «Сибирь» в качестве учебного парусного судна в рамках программы «Паруса для всех». Эта программа предусматривает вовлечение в доступные занятия парусным спортом значительного количества юных жителей Омской области, их спортивную подготовку и патриотическое воспитание, организацию парусных походов и других мероприятий спортивно-воспитательного характера.

В  целом в рамках программы «Сибирские парусные экспедиции», осуществляемой одноименным фондом поддержки спорта, «Сибирь» прошла по морям и океанам более 120 000 морских миль и посетила воды 50 государств. В течение восьми навигаций выходила в моря Северного ледовитого океана. Дважды, в 2005 и 2009 годах, становилась победителем международной регаты «The Tall Ships Races», для участия в которой собираются более 100 крупнейших в мире учебных парусных судов.

По России «Сибирь» прошла 11 из 13 морей, омывающих наши берега: Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. По внутренним водным путям яхта посетила более 30 субъектов Российской Федерации, и прошла большое количество рек, озер и водохранилищ, самые крупные из которых: Иртыш, Обь, Енисей, Лена, Волга, Кама, Дон, Нева, Свирь, Северная Двина и другие.

Проведены сотни встреч с людьми, проживающими как в крупных региональных центрах, так и в самых отдаленных уголках тайги и Заполярья. Главная цель состоит в том, чтобы донести до земляков знания, огромный потенциал человеческого общения и массу впечатлений, полученных в процессе путешествий «Сибири» по планете, побудить к стремлению развиваться, обогатить духовный мир, найти и реализовать свое предназначение в жизни. Везде сибиряков с большим интересом встречают благодарные слушатели: молодежь, представители самых широких слоев населения.

На основе собранных в экспедициях материалов выпущены книги: «Дневник капитана» и «Под парусами «Сибири», фотоальбом «Открытие Антарктиды «Сибирью», поэтические сборники стихов: «Парус, гитара и ветер»; видеофильмы: «Категория сложности ноль», «Ветер северный, северо-западный», «За горизонтом берег» (неоднократно показывался по каналу «Океан-ТВ»), «Открытие Антарктиды «Сибирью» или Двести лет спустя».

Более десяти лет «Сибирь» активно сотрудничает с Русским географическим обществом, выполняя по его поручению научно-экологические исследования по маршрутам походов. Часто и сами эти маршруты планируются совместно с РГО – как, например, поход на Диксон в 2015 году, экспедиции «Маршрутами Бухгольца» (2016) и «Иртыш-река жизни» (2017-2018)